Потребитель становится все более требовательным, поскольку выбирает продукт и услуги из всего многообразия предложений на рынке. При этом он учитывает личные предпочтения, цену, качество, бренд, поэтому продавцам все сложнее привлечь внимание покупателя. Особенно трудно приходится новым компаниям, которые недавно вышли на рынок, еще не добились признания потребителей.
Именно маркетолог помогает наладить выгодное взаимодействие между производителями и покупателями. Рассмотрим, чем занимается специалист, его обязанности, навыки, плюсы и минусы профессии, виды направлений, сколько он зарабатывает, где можно учиться.
Содержание статьи:
- Чем занимается маркетолог
- Какие специализации имеются в маркетинге
- Кому подходит профессия маркетолога
- Какие навыки нужны, чтобы работать маркетологом
- Сколько зарабатывают маркетологи
- Карьерные перспективы в маркетинге
- Что обязан уметь и знать маркетолог?
- Основные обязанности маркетолога
- Плюсы и минусы профессии маркетолога
- Где можно учиться на маркетолога
Чем занимается маркетолог
Эксперт по маркетингу стремится увеличить прибыль организации, вне зависимости от выбранной специализации. Для этого он:
- определяет целевую аудиторию товара или услуги;
- старается донести потребителю информацию о преимуществах продукции;
- выявляет выгодные каналы сбыта;
- изучает конкурентов;
- исследует новые направления в бизнесе;
- собирает, анализирует отзывы клиентов;
- разрабатывает и корректирует маркетинговые стратегии.
Какие специализации имеются в маркетинге
Существуют разные направления в деятельности маркетинга:
- Фулстек-маркетолог (универсальный работник). Он берёт ответственность за все действия по продвижению товара, бренда или услуги. Эксперт создает лендинги, владеет поисковой оптимизацией, занимается аналитикой продаж, изучает конкурентов, клиентов, разрабатывает медиаплан по продвижению каналов, создает посты. Такие сотрудники нужны для небольших предприятий.
- Интернет-маркетолог. Раскручивает проект, бренд в интернете. Занимается SEO, соцсетями, таргетингом. Исследует трафик, целевую аудиторию, создает стратегии, воронки продаж, контент, дает задания дизайнеру и копирайтеру.
- Digital-маркетолог. Это более расширенное направление, чем интернет-маркетолог. Этот эксперт продвигает продукт с помощью цифровых технологий.
- Бренд-маркетолог. Продвигает товар с помощью охватов. Его цель — сделать бизнес популярным. Он изучает отношение покупателей к продуктам, участвует в формировании цен, может порекомендовать, какой товар выводить на рынок, а что исключить из серии.
- Маркетолог-аналитик. Работает с данными, анализирует результаты рекламных кампаний, продажи с сайта компании, спрос на продукцию и т. д.
- SMM-маркетолог. Занимается раскруткой групп и сообществ в интернете, создает аккаунты, общается с подписчиками.
- CRM-маркетолог взаимодействует с клиентами: формирует списки для холодных продаж менеджерам, собирает и работает с отзывами, составляет скрипты для звонков.
- Контент-маркетолог продвигает корпоративный блог компании, ведет общение с инфлюенсерами.
Кому подходит профессия маркетолога
Для успешного развития в этом направлении человеку необходимо иметь следующие определенные качества и способности:
- Общительность, умение выслушать собеседника, способность договориться, найти компромиссные решения.
- Аналитический склад ума. Умение грамотно собрать информацию, сделать анализ данных.
- Эмпатия. Человек должен чувствовать потенциальных покупателей, понимать их страхи, потребности.
- Ответственность, упорство в работе.
- Целеустремленность, любознательность.
- Креативность, творческий подход к исполнению должностных обязанностей.
- Способность работать в режиме многозадачности, наличие лидерских качеств.
- Высокий уровень стрессоустойчивости, поскольку приходится на работе общаться с разными людьми.
Какие навыки нужны, чтобы работать маркетологом
Профессиональные навыки (Hard Skills) зависят от выбора человеком специализации. Это могут быть:
- умения в сфере SEO-продвижения;
- использование на практике разных форматов контента;
- оптимизация коэффициента конверсии;
- владение digital-маркетингом;
- применение в рекламных кампаниях ИИ и нейросетей;
- создание математических моделей, прогнозов и прочее;
- знание английского языка.
Сколько зарабатывают маркетологи
Доход специалиста зависит от:
- Опыта. Молодые специалисты получают от 45 000 рублей, опытный сотрудник имеет доход от 65 000 до 250 000 рублей.
- Региона. В некрупных городах средний заработок специалиста составляет от 50 000 – 70 000 рублей, а в мегаполисе заработная плата равна от 70 000 до 350 000 рублей (все зависит от конкретной должности, умений специалиста, известности компании).
Карьерные перспективы в маркетинге
В большинстве ситуациях специалисты в этой сфере:
- трудоустраиваются на должность в фирме для построения карьерного роста;
- уходят во фриланс;
- идут в бизнес, например, создают свое digital-агентство.
Достигнуть карьерного роста возможно следующими способами. Постоянно проводить исследования в этой области, изучать инструменты продаж и опыт коллег, реализовывать смелые идеи на практике. Таким образом, обычный маркетолог может стать ведущим специалистом или руководителем отдела маркетинга.
Второй вариант состоит в том, что человек может глубоко обучиться одному направлению, стать настоящим профессионалом в своей сфере. Это дает возможность получить должность директора отдела, либо открыть свое маркетинговое агентство
Что обязан уметь и знать маркетолог?
Чтобы успешно справляться со своей работой, специалисту требуется:
- представлять компанию, в которую он устроился, ее цели и задачи, ее особенности;
- анализировать рынок;
- знать актуальные тенденции для выстраивания стратегии продвижения;
- уметь планировать рекламные кампании, грамотно их запускать;
- знать основы психологии;
- владеть офисными программами;
- знать методику исследований, уметь обрабатывать, анализировать данные;
- освоить принципы брендинга, особенности нейминга;
- применять методы копирайтинга;
- изучать конкурентов в области услуг;
- освоить способы PR, коммуникаций;
- использовать воронки продаж;
- изучать отзывы, работать с обратной связью;
- знать деловой этикет.
- следить за современными тенденциями, чтобы быть в курсе, что востребовано и популярно на текущий момент для успешного продвижения продукта или услуги, привлечения большого числа клиентов.
Основные обязанности маркетолога
В его должностные обязанности входят:
- Исследование факторов, которые влияют на спрос покупателей. Это рыночная конъюнктура, интерес аудитории.
- Планирование маркетинговой стратегии для продвижения товара, услуг на рынке, учитывая существующие риски, возможности бизнеса.
- Формирование бюджета на воплощение творческих идей, стратегий с учетом затрат за определенный период.
- Определение целевой аудитории, постановка главных задач. Взаимодействие с прочими работниками компании при проведении маркетинговых ходов.
- Обновление, пополнение ассортимента фирмы, сокращение позиций, которые утратили интерес со стороны покупателей.
- Формирование ценообразования компании.
- Разработка, активное внедрение графики, визуальных материалов, дающих возможность массово узнавать бренд, товар или услугу целевой аудитории и др.
Список функций, которые предстоит специалисту выполнять на работе, требует от него отличных знаний различных дисциплин математического, экономического, гуманитарного профиля, навыков, компетенций и личных качеств.
Плюсы и минусы профессии маркетолога
Плюсы работы маркетологом:
- возможность работать удаленно;
- быстрый подъем по карьерной лестнице;
- творческое развитие;
- высокий доход;
- отсутствует дефицит рабочих мест, так как эта специальность распространена на рынке труда.
Минусы:
- монотонность действий;
- отсутствуют гарантии, что мероприятия дают успешный результат (не всегда товар становится популярным путём слаженных шагов специалиста, случается, что спрос рождается из-за стечения обстоятельств).
- нужно постоянно учиться и развивать навыки;
- постоянная работа за компьютером часто приводит к общей утомляемости;
- многие хорошие задумки сотрудника отдела могут быть забракованы руководителем.
Общая информация о профессии
Уровень средней заработной платы | Количество вакансий по РФ | Карьера, места занятости | Какое образование нужно для того, чтобы стать специалистом по Управлению маркетинга |
В РФ: 55 000р. – 180 000р. | 12 669 | - коммерческие организации; - маркетинговые агентства; - рекламные агентства; - фриланс; Приобретение специализации: SMM-менеджера, таргетолога, интернет-маркетолога, SEO-специалиста, специалист по контекстной рекламе и другое. Часто специалисты становятся руководителями отделов по маркетингу. Некоторые открывают свои маркетинговые агентства |
Проф. переподготовка Высшее образование |
В Москве: 70 000 – 350 000р. |
Где можно учиться на маркетолога
Чтобы стать маркетологом, нужно поступить на учебу в колледж или вуз. Перспективным направлением считается программа бакалавриата «Маркетинг» на основе факультетов управления. Здесь студенты получают теорию и практику. По окончании вуза выпускнику вручается диплом о высшем образовании государственного образца. Этот документ является весомым аргументом при устройстве в маркетинговый отдел компании.
Обучение в колледже и вузе занимает несколько лет. В средних специальных учреждениях студенты учатся 2-3 года. В вузах учатся 4-5 лет, получают высшее образование. В РФ насчитывается более 250 колледжей и 180 вузов, в которых обучают на маркетолога.
Изучить профессию можно самостоятельно на фрилансе. Для этого следует осваивать теорию, брать первые заказы, практиковаться на них. Со временем начинающие маркетологи получают новые навыки и осваивают специальность.
До того, чтобы стать специалистом в этой деятельности, можно поступить на курсы профессиональной переподготовки. По времени они длятся меньше, чем обучение в вузе, и дают прикладные навыки, их возможно применить сразу. После освоения образовательной программы в 3-6 месяцев можно устроиться на должность маркетолога в фирму либо уйти во фриланс.
АНО ДПО «Сибирский Корпоративный Университет» проводит дистанционные курсы по направлению «Управление маркетингом» с присвоением квалификации «Маркетолог». После окончания программы слушателю присваивается квалификация «Маркетолог». Курс обучения подходит для всех, кто имеет непрофильное высшее, либо среднее профессиональное образование, а также для учащихся, которые обучаются на текущий момент в средних специальных и высших учебных заведениях.
На курсе изучается теория маркетинга, осваиваются прикладные навыки, что дает возможность быстро найти работу по специальности.
Маркетолог постоянно совершенствует свои умения. Даже опытные специалисты постоянно:
- просматривают профильный контент;
- повышают квалификацию;
- ходят на тематические мероприятия и конференции;
- перенимают опыт у более профессиональных коллег на вебинарах, семинарах, лекциях;
- изучают реальные примеры, кейсы.
Выводы:
- Маркетинг — профессиональная область, которая требует от работника глубоких умений в области продаж, экономики, современных цифровых технологий. Также необходимо знать офисные программы. Такие высокие требования окупаются хорошей заработной платой.
- Перспективы карьерного развития для эксперта — перейти на должность ведущего маркетолога, а затем получить позицию руководителя отдела по маркетингу.
- Эта специальность подойдет разным людям — например, новички с креативным мышлением могут разрабатывать концепции, идеи, а с аналитическим — проявить себя в маркетинговой аналитике. Однако тем и другим потребуются основные знания в соответствующей области.
- Зарплата специалиста зависит от направления, бюджета организации или проекта, с которым тот работает, результатов, приносящих доход. Новички без опыта получают в среднем от 45 000 рублей, опытные эксперты — от 170 000 рублей.
- Освоить профессию можно в вузе, колледже и на курсах. Можно разобраться в основах самостоятельно, устроиться в штат на низшую позицию и практиковаться на проектах. Также в маркетинг часто переходят из смежных областей.