Специалист по государственному и муниципальному управлению (ГМУ) считается востребованным сотрудником на рынке труда. Это менеджмент высшей категории для тех, кто стремится участвовать в создании, осуществлении государственной политики, руководить проектами, ресурсами, достигать поставленных целей, принимать непростые решения.
Работники этой сферы могут устроиться в госструктуры, местное самоуправление, некоммерческие организации. Они имеют хороший уровень знаний в сегменте права, социологии, экономики, аналитики, политологии, менеджмента. Далее рассмотрим, кто такой эксперт по ГМУ, где и кем трудоустроиться, особенности профессии, ее плюсы и минусы, перспективы специалиста, какой доход имеет, где обучаться.
Содержание статьи:
- Где и кем работать специалисту ГМУ?
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы работы
- Заработная плата специалистов в сфере ГМУ
- Возможна ли работа вне госструктур?
- Перспективы специалиста
- Где можно обучиться?
Кем и где работать специалисту ГМУ?
Он может работать:
- В госсекторе. Можно трудоустроиться руководителем учреждений, а также сотрудником ведомств органов самоуправления, межгосударственных инстанций.
- В негосударственных структурах: GR-директором, экспертом-консультантом, менеджером, представителем фирмы на мировом рынке.
После получения диплома бывший студент находится в поиске деятельности, куда направить свои умения. Если в приоритете госструктуры, лучше на первых порах получить простую должность в пенсионном фонде, администрации, налоговой службе. В коммерческую структуру можно пойти стажером, чтобы приобрести необходимый опыт, профессиональный рост.
Рассмотрим топ-5 доступных должностей для этого специалиста:
- менеджер департаментов/ отделов;
- сотрудник ведомств;
- помощник директора в структурах местного самоуправления;
- работник госучреждения (от делопроизводителя до руководителя отдела);
- представитель внешнеэкономической межгосударственной деятельности.

Особенности профессии
span>Профессионал в управлении — эрудированный, эмоционально интеллектуальный и образованный человек. Он знает нормы законов, разбирается в политике, владеет грамотной устной и письменной речью, иностранным языком.
Нужно учитывать следующие особенности при выборе карьеры чиновника:
- Требуются знания, компетенции в законодательстве, психологии, социологии, политологии, менеджменте, маркетинге и другое. Профессионал должен иметь аналитическое мышление, качества лидера, принимать взвешенные решения, быть общительным.
- Предполагает постоянное развитие, обучение. Управленец следит за изменениями в законах, политической и экономической жизни страны, осваивает новые методики и технологии в своей деятельности, проходит повышение квалификации.
- Имеются риски и большая ответственность. Необходимо быть готовым к критике, различным конфликтным ситуациям, защите своей позиции, отвечать за собственные действия. Требуется соблюдать деловую этику, нормы служебного поведения.
- Существуют широкие возможности для карьерного роста. Можно устроиться на разные должности: от руководителя отдела до директора.
Служащие составляют и реализуют программы развития госструктур, планируют их бюджет, распределяют средства и контролируют расходы.
Также эти управленцы решают общественные проблемы, организуют деятельность госучреждений и структур местного самоуправления, занимаются вопросами образования, соцзащиты, здравоохранения, культуры, экологии, спорта.
Получившие диплом по этой специальности анализируют, предлагают изменения в законодательные акты в области государственного управления, местного самоуправления.
Профессионал должен обладать:
- Умением анализировать данные, выявлять проблемы, предлагать пути их решения.
- Способностью убедительно и ясно говорить, работать в команде, вести переговоры.
- Умением контролировать и организовывать команду сотрудников.
- Знаниями законодательства РФ, применением правовых положений на практике.
Эта деятельность подходит тем людям, кто:
- интересуется темой политики, экономики, общества;
- хочет внести свой вклад в развитие государства;
- обладает аналитическим мышлением;
- имеет качества лидера, организатора.
Плюсы и минусы работы
- Престижная профессия. По статистике, госслужащий является третьим по авторитетности после юристов и медиков.
- Достойный заработок. При успешном росте карьеры бывший выпускник может быстро стать высокооплачиваемым госслужащим с хорошей зарплатой.
- Льготы госслужащим, стабильность, соцпакет. Практически всем таким управленцем гарантировано четкое соблюдение законодательства. Их оформляют по трудовому договору, со всеми социальными, медицинскими льготами и гарантиями. Также эти работники имеют право получить пенсионное обеспечение по государственному стажу работы.
- Универсальная направленность. Профессия охватывает сектор менеджмента, экономики, цифровых технологий, а также антикризисной системы руководства. Управленец с таким широким профилем востребован в бизнесе и государственном секторе.
- Общественная значимость. Госслужащие непосредственно влияют на благополучие населения, что дает ощущение востребованности и значимости. Они участвуют в разработке, внедрении проектов, которые могут улучшить жизнь людей в сфере образования и здравоохранения.
Минусы:
- Необходимо брать на себя ответственность за принятые решения.
- Поправки в госуправлении обычно вносятся не сразу, поэтому не нужно ждать быстрого процесса реализации проектов.
- Определенные задачи связаны с бюрократией, а для этого нужно терпение и усилия.
- Специальность требует много личного и рабочего времени. Начинающим работникам не следует рассчитывать на высокую зарплату. Доход повышается постепенно.
Заработная плата специалистов в сфере ГМУ
У начинающего госслужащего заработок составляет 35 000 – 45 000 руб. Затем повышение уровня зарплаты определяется выбором самого сотрудника. Если трудоустроиться в органы власти, доход повышается от 50 000 до 150 000 руб. в месяц.
При устройстве в частный сектор, а именно в область консалтинга, международного бизнеса, экспертизы, перспективы по зарплате выше:
- консультант — 65 000 – 90 000 рублей;
- GR-директор фирмы получает 100 000 – 130 000 рублей;
- эксперт по международным отношениям имеет 80 000–140 000 рублей в месяц.
Возможна ли работа вне госструктур?
Зарабатывать можно в частном секторе, в компаниях, которые взаимодействуют с государственным и муниципальным сектором. Пойти можно в консалтинговое агентство, некоммерческие организации, общественные объединения и прочее. Можно работать аналитиком, менеджером, консультантом, экспертом и т. д. То есть, реализовывать проекты, оказывать услуги, проводить исследования и т. д.

Перспективы специалиста
- Востребованность в таких работниках. Этот сектор постоянно совершенствуется, требуются новые кадры с актуальными знаниями в госорганах, местном самоуправлении, частных компаниях, общественных организациях, аналитических центрах, консалтинговых агентствах и т. д.
- Достойный доход. Заработок управленца зависит от должности, региона, опыта, квалификации, прочих факторов. Средняя зарплата этого профессионала по стране — 90 000 руб. Помимо этого, предоставляются разные льготы, премии.
- Рост карьеры. Служащий в госорганах и коммерческих организациях имеет широкий выбор должностей. Выпускник вуза обычно начинает свою карьеру с низшего звена, со временем продвигается по служебной лестнице до руководящего состава.
- Постоянное развитие, обновление навыков и знаний. Требуется следить за изменениями в области законодательства, социологии, политики, экономики. Необходимо также развивать свои аналитические, коммуникативные, организаторские и лидерские качества. Это дает возможность следовать современным тенденциям, быть полезным обществу.
- Интересная работа. Придется сталкиваться с разными проблемами, которые требуют творческого потенциала, инновационных решений, взаимодействия с представителями власти и международного бизнеса, общественности и т. д. Это участие в разных программах, проектах, направленных на развитие сельских поселений, городов, регионов, улучшение качества жизни людей, решение социальных проблем. Это дает возможность раскрывать свой потенциал.
Этот профессионал имеет достаточно перспектив на рынке труда. Проявить себя он может в любой области, где нужны опыт, знания в сфере аналитики, лидерства, коммуникаций, получать хороший заработок, расти по карьерной лестнице.
Уровень средней заработной платы | Количество вакансий по РФ | Карьера, места занятости | Какое образование нужно для того, чтобы |
В РФ: 50 000-140 000р. В Москве: 85 000-275 000р. |
2 034 |
Карьерные возможности у таких специалистов очень высокие: от рядовой должности помощника до директора структурного подразделения, департамента, гос. органов |
Проф. переподготовка Высшее образование |
Где можно обучиться?
Если вы хотите стать специалистом в сфере ГМУ, существует несколько способов:
- Поступить в вуз по направлению «Государственное и муниципальное управление» либо пойти учиться на смежные специальности: «Экономика», «Право», «Социология», другое. Учеба продолжается 4-5 лет в зависимости от программы. Можно учиться очно, заочно или дистанционно. Выпускники получают образование по профилю, окончив бакалавриат, магистратуру или аспирантуру.
- Пройти за 3 месяца профессиональную переподготовку, если у вас уже есть непрофильный диплом об образовании колледжа или вуза. Это дает возможность получить новый опыт, приобрести диплом, подтверждающий ваш профессиональный статус. Его будут признавать работодатели.
Один из оптимальных вариантов — это курсы профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «Специалист по государственному и муниципальному управлению» от АНО ДПО «Столичный Корпоративный Университет». Дистанционная обучающая программа от университета длится 3 месяца. За этот период вы на должном уровне изучите все нужные дисциплины, приобретете практические навыки и опыт в этом направлении.
Выводы:
- Специальность государственного и муниципального управления считается универсальной, позволяет проявить себя во многих отраслях: экономики, менеджмента, политики, общественности и др. Это относительно новая программа обучения, которая разработана для подготовки квалифицированных кадров для прохождения госслужбы в органах власти. Данная область обширна, сложностей при трудоустройстве обычно не возникает.
- После получения диплома можно расти по карьерной лестнице практически в любой управленческой области. Как правило, бывшие выпускники развиваются в следующих направлениях:
- Работа в общественных организациях.
- Судебная система и администрация.
- Органы местного управления.
- Частный эксперт-консультант, предлагающий свои услуги заказчикам: госорганам, коммерческим структурам, физлицам и т. д.
Заработок во многом зависит от региона трудоустройства, компании, профессионализма. Минимальная оплата труда в госструктурах обычно не превышает 35 000 рублей, средняя — 45 000 рублей. Спустя время уровень дохода повышается, все зависит от деловых качеств профессионала. В коммерческих структурах заработная плата будет выше — 80 000 - 120 000 рублей.
Перспективы профессии позволяют успешно развиваться в разных отраслях, приобретать новые навыки, опыт.